33 достопримечательности Пскова

Сегодня хотелось бы рассказать о достопримечательностях земли псковской, а именно, о центре её – городе Пскове – одним из древнейших на Руси. Большинство интересных и знаковых мест связано с историей и религией. Может, это и хорошо, т.к. новодел не обладает определенной магией и очарованием созерцания.

Годом основания числится 903, входит в туристический проект «Серебряное ожерелье России». Рекомендую посетить Псков, тем более, администрация делает все возможное для увеличения туристического потока и создания ему комфортных условий обитания в городе и окрестностях.

Начнем с центра, как ни банально звучит – с Псковского кремля, ибо он обязателен к посещению для первых шагов понимания города. Так же – это прекрасная возможность изучить главные места города за один день.

№1 Псковский кремль

Псковский кремль

Как и в Нижнем Новгороде, здесь есть своя стрелка – место слияния рек Великой и Псковы. На крутом берегу и построен кремль как начало и исторический центр.

Достопримечательность представляет собой архитектурный ансамбль, включающий Троицкий собор, крепостные укрепления (башни и стены), фундаменты в Довмонтове городе и Приказную палату.

Шелога посадник с мужи псковичи учиниша перси у детинца.
Летопись о Перси от 1337 года

Как видим, первые упоминания о начале строительства уходят корнями в далекое прошлое.
В этом далеком прошлом кремль играл основную роль в общественной и политической жизни и развитии Пскова. Вече собиралось на одноименной площади. Причем, на сход собирали двумя способами. Если предполагался сбор вече – звонил большой колокол, если надо было созвать бояр на совет, звонил малый.
Оба колокола располагались в Троицком соборе, там же хранилась казна, архив.

Вече – это современное правительство и дума. На собраниях принимались законы, торговые сделки, назначались князья и пр.
В начале 1700-хх внутренняя архитектура претерпела некоторые изменения. Для укрепления сооружения перед войной со шведами, Петр Первый велел разобрать некоторые постройки в связи с изношенностью, переделать башню Кутекрома. Были убраны деревянные перекрытия, уменьшена высота. Некоторые постройки Довмонтова города были засыпаны землей для создания бастионов.

В оборонительный комплекс входят башни: Плоская, Кутекрома, Средняя, Троицкая и Довмонтова. Я расскажу о самых, на мой взгляд, интересных.
С 2009 началась активная реставрация.

№2 Кутекрома

Кутекрома

Говоря современным языком – угловая башня. Интересна, в первую очередь, с точки зрения зодчества. Строители удивительным образом уловили темы и идеально (в)списали башню в ландшафт.
Иногда незнание русского языка или объекта описания приводит к забавным казусам. «Кутекрома» не упоминается в летописях. А произошло оно из-за ошибки летописца.

Название складывается из двух слов «костер» башня и «кут» угол. В те времена название бы звучало – костер на куте Крома – то есть, угловая башня кремля. А этот олух царя небесного написал «костер Кутекрома». Так и пошло с тех пор, так и сложилось.

Вы помните, по приказу Петра Первого готовили к войне, убрали верхние ярусы, засыпали землей. Так вот, позже из нее сделали беседку. По приданию, по пути из Михайловского, в ней любил отдыхать

Пушкин Александр Сергеевич. В дальнейшем народ стал называть ее – Пушкинской.
Позднее в районе Кутекромы сделали сад, ставший прообразом Соборного сада в романе «Два капитана». О В.А. Каверине и его романе я расскажу ниже, если останется время в нашей экскурсии.
В Великую Отечественную Войну немцы залили башню бетоном и установили орудия. В 1961 началось масштабное восстановление до первоначального облика.

Кстати, рядом с Кутекромой есть замечательная смотровая площадка с видами на Советскую набережную.

№3 Плоская башня

Плоская башня

Является этаким форпостом кремля. Построена, примерно, в 1500 и в силу своей приземистости получила название Плоская башня. Псковчане ее кличут Плоскушей.
Расположена прямо на кончике стрелки.

На другом берегу реки одновременно возвели еще одну башню – Высокую. Между башнями построили стену с опускающимися в воду решетками, дабы закрыть проход в центр судам вражеским.
Как оборонное сооружение она имела стратегическое значение. Архитектура позволяла вести оборону по трем видам – подошвенному бою, среднему и высокому. Для этого по периметру были сделаны бойницы – 5 для нижнего, 9 для среднего и 7 для верхнего.
Габариты: диаметр 16 метров, высота – 25, толщина стен – 1,5 м.

Башня как и все в кремле пришло в запустение после 1721, поскольку границы Руси расширились и Псков перестал быть пограничным. В начале 20 века Кремль представлял собой, преимущественно, руины. Реставрация производилась после Великой Отечественной Войны.

№4 Троицкий собор кремля

Собор

Второе старорусское название Пскова – Дом Святой Троицы. Все потому, что построенный одновременно с кремлём, Свято-Троицкий кафедральный собор и Псков в умах местных жителей были одним целым.
Архитектурная достопримечательность, какую мы видим сейчас – это четвертый собор. Начиная с 10 века, ансамбль периодически перестраивали и расширяли.

Первый построен по приказу княгини Ольги. Был деревянным. Как водится на Руси – сгорел через 180 лет во время пожара.
Относительно строительства второго храма, мнения историков расходятся. Одни, говорят о деревянных постройках, другие – о каменных. Даже приводят данные, что строителей выписывали со смоленщины, т.к. своих зодчих на тот момент не имелось.

К 1363 храм обветшал и как следствие, рухнул. На его фундаменте возвели третий вариант из камня. По свидетельствам ученой братии, третья версия считается самой яркой и красивой с точки зрения архитектурных решений.

Иконостас

Есть несколько моментов, вызывающих интерес и более детальное упоминание именно этого варианта:

  • Стройку посвятили и приурочили к светлой дате освобождения славного Пскова от новгородской зависимости
  • В решениях использованы знания и умения псковской школы зодчества с использованием методов, применяемых в деревянном строительстве
  • Материалом служил местный известняк
  • Достопримечательность стала трехглавой и расписной (изумительной красоты фрески)

Никогда не было и вот, опять. Через 25 лет в 1609 собор сгорел. «Выжили» только мощи князя Всеволода Мстиславича и гробница Довмонта.
Финальная, «современная» версия берет начало с 1682 года. Тогда началось возведение того, что чем мы наслаждаемся сегодня.

Отличительными особенностями являются методы возведения. Собор строили по московской технологии. Стены клали из тесаных плит, за счет чего не нужно было дополнительно выравнивать, штукатурить, что не всегда приводило, кстати, к нужному эффекту. Многие местные церкви имеют вид неровный и кривоватый.

Стены как снаружи так и внутри расписывать не стали. Скупо нанесли орнамент. А что вы хотите? Строили как в Москве. Но, можно сказать, «отыгрались» на иконостасе. Он получился неимоверной красоты.

Глав у Свято-Троицкого собора стало пять.
Внутри находятся мощи святого благоверного князя Довмонта-Тимофея Псковского, благоверного князя Всеволода-Гавриила, Св. Николая Салоса, Христа ради юродивого, Прп. Иоасафа, игумена Снетогорского и частица Покрова Богородицы.

№5 Колокольня

Колокольня

Безусловно, заслуживает отдельного упоминания в нашей экскурсии.
Строительство её окутано разночтениями, мифами и домыслами. Когда была построена, никто не знает. Как построена – тоже. Одни умные мужи утверждают, что строили с нуля, на ровном месте, другие – это надстройка над башней. Типа, вид грозный у колокольни, раньше так не делали.

Выполнена в традициях тутошнего зодчества. Тем не менее, ходили разговоры, что колокольня есть часть Троицкого собора из-за близкого, 30 метров, размещения и похожести фундамента.
Первоначально размещенный в звоннице 21 колокол утрачен. В 1940-х годах были привезены колокола с других церквей. Для чугунных красавцев это было спасением от переплавки во что-то необходимое советской власти.

На саму колокольню можно подняться, насладиться видом, обозревая окрестности.

№6 Довмонтов город

Город

Князь Довмонт, при крещении, Тимофей бежал из Литвы вместе с несколькими сотнями семей и осел во Пскове. Несмотря на свое литовское происхождение, бил «своих» литовцев, да и немцев, заодно, почем свет стоит.

Именно при Довмонте Псков стал независимым от Новгорода. Интересный исторический факт, не русские князья, а князь литовский стал небесным его покровителем. Довмонта канонизировали всего через сотню лет после его смерти.

А город имени князя – это огороженная территория, примыкающая к кремлю, являющееся административным центром того времени. Археологи нашли на территории в 13 000 квадратных метров свидетельства 14 памятников каменного зодчества, относящиеся к достопримечательностям. Это религиозные объекты, военные, гражданские здания, остатки стен.

Первый храм в честь Тимофея Газкого был построен после победы при Раквере, что в Эстонии.
О крутом норове и воинской доблести Довмонта говорит тот факт, когда в 1268 году он с отрядом воинов в количестве 60 человек, в пух и прах разнес ливонцев, что посмели вторгнуться в окрестные села. А ливонцев было ни много ни мало 800 душ. В честь этой победы построен храм Святого Георгия.

В наше время археологи исследовали почти всю территорию места, выкопали, отреставрировали фундаменты 10 церквей, могилы, предположительно, погибших воинов князя.
Лучше всего, если так можно сказать, сохранились храмы Покрова Богородицы, Рождества Христова, Николы с Гребли, Святого Тимофея Газского.

Часть настенных фресок можно увидеть в питерском Эрмитаже, куда их перенесли, предварительно восстановив.
Однозначно, достопримечательность стоит посещения. Побродить по развалинам, представить, как это было в далёкие времена, почувствовать в своем воображении ритм и жизнь старого Пскова.

№7 Приказные палаты

Приказные палаты

Пусть и находятся они на территории Довмонтова города, но я вынес их в отдельное упоминание как имеющих большую историческую ценность и как хорошо сохранившийся памятник той эпохи. Несмотря на непростую жизнь, палаты сохранили свой первоначальный интерьер и экстерьер.

Говоря современным языком, внутри размещались отделы (палаты) и кабинеты (столы) судные, посольские, денежные и другие.
Как и Троицкий собор, были построены из местного известняка.

Фундаменты, основанные на глубоко залегающей здесь скале, стены и своды сложены из крупной хорошо отесанной плиты. Все здание связано прочными железными связями. Окна были перекрыты плоскими перемычками из рядов широких плит, проложенных арматурой из полосового железа. Безукоризненно чисто и правильно были сделаны все углы, плоскости, детали…
Ю.П.Спегальский
Во времена Северной войны здание отдали под хранение оружия. В 19 веке помещения превратили в торговые ряды, а на втором этаже сделали трактир с названием «Крым».
После Великой Отечественной Войны поочередно в недрах находились отдел здравоохранения, дом народного творчества.
Сегодня Приказные палаты представляют собой музей.

Для любителей чекиниться и размещать классные фотки в социальных сетях рекомендую выйти к набережной через ворота Власьевской башни к инсталляции «Россия начинается здесь»

№8 Инсталляция «Россия начинается здесь»

Начинается здесь

Большая просьба не искать глубинный смысл появления этой надписи на берегу реки Великой. Все произошло случайно, но при помощи псковчан и туристов.
Не так давно в Москве снесли гостиницу «Россия», кто-то не дал выбросить буквы с фасада и привез их на фестиваль «Заповедник» в 2015 году для размещения на набережной.

Праздник кончился, гости уехали, буквы убрали. Но известность не спрячешь в карман. Место и надпись приобрели известность по всей Руси, по интернету разлетались тысячи фото с «Россией».
Организаторы фестиваля решили вернуть объект. Заказали продолжение у местных мастеров кузнечных дел. И, теперь уже, знаменитый слоган «Россия начинается здесь», надеюсь, навечно размещен на фоне кремля.

Но на этом дело не кончилось. Градозащитники, не ясно ,правда, что защищающие и от кого, подняли бучу. Мол, надпись стоит в охранной зоне кремля, и Россия начинается не здесь, а в Новгороде.
Подали эти защитники в суд на городскую администрацию. В этом месте следует пожать руку современным градоначальникам.

Совместно с судом борцы за «правду» были вежливо посланы в известном направлении. Среди прочих были такие железобетонные аргументы как:

  • Псков не располагает большим количеством новых достопримечательностей. Инсталляцию любят жители и туристы
  • Россия начинается здесь, потому как княгиня Ольга родилась во Пскове, первая церковь (до принятия христианства) была построены в нем же.

Лучшие виды на начало России открываются с воды. Кстати, рядом с буквами остановка водного городского такси.
За нижеследующую рекламы я не получил ни копейки) Все делается для комфортного отдыха моих читателей.

От стоянки отправляется Акватакси. Маршруты разнообразные от прогулки по Устью Великой, Талабских островов до просмотра заката в Псковском озере.
Важная особенность – на борту можно дополнительно приобрести аудиогид.
Покупать билеты лучше заранее на сайте сервиса.

Пройдите на юго-восток через улицу Леона Поземского на Площадь Ленина. Ориентиром будет служить памятник Ильичу в центре её и за евонной спиной белоснежное здание Государственного Университета.

№9 Государственный университет

Университет

Я отнес его к достопримечательностям как образец архитектуры советского времени.
А история его начинается с мужской семинарии, открытой в 1874. Спустя 40 лет на ее месте отстроили просторный дом в три этажа. В наше время отдано под студенческую общагу.
Строительство современного корпуса началось в 1955. Автор проекта – Эльза Штольцер.

Здание института явится одним из основных элементов новой архитектурной композиции Советской площади и прилегающих к ней районов.
газета «Псковская правда» 6 июля 1955 года
В 1982 ВУЗ был награжден орденом «знак Почета» – за качественную подготовку молодых кадров.
Инфраструктура университета насчитывает 22 корпуса и библиотеку.

Текущее название Псковский Государственный Университет присвоено в 2010 указом В.В.Путина. На его базе произошло объединение Педагогического имени Кирова и политехнического.

Еще рядом университетский сквер. Открыт в 2015. Спроектирован по классической схеме: сцена, дорожки, зелень, скамейки для отдыха в двух зонах. С 2021 открыт для всех.

№10 Сквер влюбленных с часами и котом

Сквер

Через улицу Ленина от университетского сквера есть место встречи. Да, оно так и называется. Для встречающихся лавочка и часы, с сидящим на них котом.
На земле постелена игривого розового цвета плитка, «исписанная» надписями (типа, Вася + Маша = любоф) железная скамейка.

Часы рабочие, только показывают они собственные часы и минуты. Если ошибку не исправили, с одной стороны выдается местное, с другой стороны, на шесть часов назад. Конечно, это не было так задумано. Просто, иногда что-то идет не так.

#11 Церковь Михаила и Гавриила Архангелов с Городца

Церковь с городца

Я бы сказал, это не просто религиозный объект, а церковный ансамбль, состоящий из храма, колокольни и двух корпусов, ведущий свое летоисчисление с 1339.
Является памятником архитектуры раннего псковского зодчества. Т.к. периодически она достраивалась, переделывалась, снаружи и внутри можно увидеть использование разнообразных приемов тех времен, используемых в строительстве.

Приставка «с Городца» означает расположение комплекса – за городскими стенами.
С приходом советской власти, в 30-х годах, службы были прекращены и достопримечательность передана музею для размещения археологического центра. Спасибо, что не под склады, как это водилось в других областях.

Через тридцать лет Церковь Михаила и Гавриила Архангелов признали республиканским памятником архитектуры под охраной государства. В 1995 вернули в лоно РПЦ.

№12 Колокольня при храме

Колокольня

Образец псковской архитектуры 17 века, но, тем не менее, является примером строительства московского типа. Построена, как и Троицкий Собор, из известняковой плиты, отштукатуренной снаружи. Отопление, как и в старину, дровяное. Представляю, какой аромат стоит в квартале при затопке печей.

Уникальность, среди прочего, в том, что это единственная во Пскове шатровая колокольня 17 века. Если подобрать хорошее место для фотографий, получатся великолепные виды церковного ансамбля на фоне кремля.

№13 Выставочный зал союза художников России

Выставка

Рядом с достопримечательностью, на пересечении Ленина и Октябрьской в 1981 открыт выставочный зал с бесплатным доступом. В залах действует как постоянная экспозиция, так и временные выставки живописцев.


Основал филиал Александр Силин.
Я бы сказал, это не только галерея для просмотра, а выставка-продажа. Ничто не мешает тут же приобрести понравившееся произведение искусства.

№14 Квартира-музей Ленина

Квартира

В доме 3 по улице имени вождя пролетариата, на третьем этаже расположен один из музеев, посвященных Ленину.
Само здание, где три месяца жил Владимир Ильич принадлежал купцу Чернову. Музей открыли в 1930. Сначала это была одна комнатка, которую, собственно, и снимал Ленин, когда после ссылки приехал во Псков.

Почему был выбран именно этот населенный пункт? По окончании ссыльного срока, Ильичу было запрещено селиться в крупных городах, включая столицы России. А Псков находился в удобной досягаемости от Питера и подходил под правила поселения.

За три месяца жизни здесь, Ленин развил бурную деятельность, работая с огоньком – выпустил газету «Искра», журнал «Заря», создал штаб по подготовке второго съезда РСДРП.

В Великую Отечественную Войну, музей был разрушен. После восстановления, под экспозиции отвели уже больше помещений, в которых разместили материалы, предметы фото и текстовые документы, связанные с периодом, описанным выше.

№15 Дом купца Батова по Ленина

Дом Батова

Интересный своей судьбой и архитектурой. Расположен по улице Ленина (бывшей Архангельской), 8.
В 1897 построен как доходный дом для состоятельных господ по проекту Станкевича. Отличается оригинальной архитектурой, любителям оной, осмотр экстерьера принесет только положительные эмоции и познавательную информацию о псковском зодчестве.

Пётр Дионисович Батов слыл купцом-старообрядцем, приобретшим особняк в начале 20 века. С другой стороны, как приобрел? Получил вместе с женой в качестве приданого.
А дело было так. Молодой Батов устроился к купцу Хмельницкому на должность прислужки – подай, принеси, не отсвечивай.

Дочка хозяина – Елизавета потеряла голову напрочь, влюбившись в Петю. Папашу же не устраивала такая любовь, точнее, избранник единственной дочери. И наложил он запрет на встречи под луной и в других местах и погодных условиях.

Пётр Дионисович проявил настойчивость и одним из лунных, опять же, вечеров, подкатив ко входу на бричке, приставил лестницу к окну Елизаветы. Схватил в охапку спустившуюся любовь всей своей жизни, крикнув извозчику – «Гони!», растаял в ночи в сторону вокзала.

Оттуда парочка уехала в Москву, где и обвенчалась. При таком раскладе молодые получили прощение и трехэтажный особняк в придачу.
Правды ради, стоит упомянуть, воровал то невесту упорный Пётр от другой усадьбы Хмельницкого, что находится в Завеличье и являет собой обязательную для посещения достопримечательность любителям заброшек.

№16 Усадьба Батова в Завеличье

Усадьба в Завеличье

Завеличье означает, не что иное, как за рекой Великой. Рядом с Ольгинским мостом заброшенная усадьба, разговоры о реконструкции которой ведутся не одно десятилетие.
Причем, до 80-х, усадьба была ещё вполне себе. Тогда, внутри располагалось медицинское училище. После переезда в новый адрес, про Дом Батова забыли. Время и никомуненужность не щадили дворцовый комплекс, представляющий сегодня руины с остатками былой роскоши.

С 2000-х ведутся споры, надо, не надо, кто делать будет? Но воз и ныне там.

Тем не менее, архитектурные и археологические работы были проведены и проведена инвентаризация построек ансамбля.
В комплекс входят одноэтажный жилой дом, двухэтажный жилой флигель, и двухэтажная хозяйственная постройка.

Вид усадьбы

Стоит упомянуть, что ещё в начале 20 века особняк требовал ремонта, чем и занялся Пётр Дионисович, получив его от жены своей – Елизаветы.
Первично были построены – каменная башня с купольной крышей (ранее там была веранда). Внутри устроен вестибюль, парадная лестница. Интерьер одели в лепнину и искусственный мрамор.
Фасады комплекса получили единые декорации в стиле эклектики.

С приходом советской власти помещения поочередно занимали исполком, милиция, уголовный розыск, ЗАГС.
В завершении описания домов Батова, пару слов хочется сказать о завершении жизненного пути хозяина.

В 1918 над хозяином нависла угроза ареста. Батов раздает все деньги крестьянам и уходит пешком в сторону Изборска. Историки утверждают, что держал путь в Эстонию.
По стечению обстоятельств, по дороге повстречал он повозку с проворовавшимся крестьянином, которого когда-то высек за это.

Тот любезно предложил подвезти барина. Подвез, до Пскова, где Батова приговорили к расстрелу. Приговор привели в исполнение на Сенной площади (сегодня Жертв Революции). Тут же и прикопали.
Позднее перезахоронили на Мироносицком кладбище.

№17 Мемориальный музей-квартира Ю.П. Спегальского

Музей Спегальского

Двигаясь по Ленина на юго-восток, мимо Театрального и Мемориального скверов, на пересечении с Пушкина можно найти квартиру Юрия Павловича Спегальского.
Если вам интересна история земли Псковской, обязательно посетите сей музей.

Юрий Павлович знаменит тем, что был великим, не побоюсь этого слова, исследователем зодчества средних веков, архитектором и реставратором, создавший после войны реставрационные мастерские.
Сам музей относительно новый, открыт в 1986 благодаря упорству и трудам его супруги – Аркушани. В квартире, где образован музей, Спегальский прожил последние месяцы перед скоропостижной кончиной в 1969.

Собранные материалы охватывают весь период жизни и работы архитектора. Фотографии, работы, рисунки, книги, архитектурные макеты.
Выше по Пушкина стоит еще один памятник местного зодчества – Дом Боровских.

№18 Усадьба Боровских

Дом Боровских

Первые упоминания об усадьбе относятся к 1821, именно тогда она появилась на плане Пскова. При отделке использованы композиционные схемы и методы классицизма рубежа 19-20 веков.
Усадьба включает в себя три здания, разделенные капитальными перегородками. Главный дом, флигель и кладовые. Причем, одно из них было возведено позднее. За все время была произведена одна крупная переделка – в стенах пробиты дверные проемы.

Таким образом, все дома соединены сквозным проходом на уровне первого этажа.
Первые упоминания о хозяевах данного места уходят в 1870. И это были не Боровские. Владел хозяйством Фердинанд Бауэр. Стоимость недвижимости составляла 4000 рублей.

Занимался Фердинанд торговлей и был специалистом в области льноведения. Продавал местный лён и хлеб, соль и селедку.
Организовав производство шпагата из того же льна, со временем не справился с управлением и прогорел. Чтобы найти оборотные средства Бауэр и продает свое домовладение Боровским за 8000 рублей.

В послевоенный период в помещениях размещалось дошкольное образовательное учреждение. В те же года надстроен второй этаж. Сейчас в усадьбе «Центр внешкольной работы «Патриот».
Напротив возвышается жемчужина улицы Пушкина – Театр драмы имени Александра Сергеевича.

#19 Театр драмы имени Пушкина

Театр Пушкина

Изумительное по красоте здание. Дата постройки – 1906 в стиле модерн. Оригинальный памятник архитектуры 20 века. Если говорить об истории, решение о строительстве принято администрацией в канун 100-летия поэта. Первый камень заложен в присутствии князя Владимира Александровича. Архитектором был выбран Эдуард Гермейер.

Внутри располагались зал на более чем 1000 человек, чайная и библиотека. В годы Великой Отечественной Войны использовался фашистами по своему прямому назначению до 1944. Ближе к концу был разграблен, все, что можно было, вывезли в Германию. Частично пострадал от бомбёжек.

Многие известные артисты СССР и России начинали в этом театре драмы. Большинству известны фамилии Виторгана старшего, Румянцевой, Шаляпина, Айседоры Дункан, Комиссаржевской.
Ближе к концу 20 века театр приобретает не только российскую, но и международную известность. Частые гастроли стали нормой для артистов.

Псков – побратим нескольких зарубежных городов и обменные гастроли с театрами Шотландии, Германии, Финляндии, Франции и Голландии были не редкость.
Единственный театр России, где артисты с 1988 стали давать спектакли под открытым небом, среди памятников архитектуры. Такой театр назвали «Карусель».
Сегодня кроме театра в здании располагается детская театральная школа «Гвозди» и музей, отражающая основные этапы творческой жизни и развития.

Экспозиция располагается на 11 стендах, где на каждом размещены документы и фотоматериалы за десятилетие.
Вернемся на пересечение Пушкина и Октябрьского проспекта к детскому парку. Отличное место для отдыха и развлечений. Сам парк описывать не буду, а расположенные в нем три церкви стоят упоминания.

№20 Церковь Василия Великого на Горке

Церковь на горке

Находится справа от входа и считается одной из самых известных достопримечательностей как памятник архитектуры 15-16 веков.

Когда-то давно, на месте детского парка было болото. Возле протекавшего по нему ручья был пригорок, на котором и поставили храм в 1337.
За прошедшие годы церковь перестраивали, достраивали. В начале 16 века неизвестный иконописец написал образ Тихвинской Божией Матери. Было принято решение поместить её в иконостас и почитать как главную святыню.

В наше время, в 2000-х строители, при работах, обнаружили в подвале или как его называют «подклет» небольшой гроб – «домовинку» с телом младенца. Захоронение датировали 16-17 веками. Чей ребенок был в гробу, история умалчивает. Известно, что из знатного рода, это видно по остаткам богатой одежды.

С приходом советской власти в помещениях разместили архив. После войны произведен ремонт и снова стали хранить документы. В конце 20 века все было вывезено на другой адрес, достопримечательность стала бесхозной, дав кров и приют личностям без определенного места жительства.
Возвращение прихожанам состоялось в 2003.

Если говорить о самой архитектуре, дошедшая до нас версия сложена из плит известняка в московском стиле. Но в интерьерах и алтаре присутствуют новгородские мотивы, опять же, вкупе с элементами московской школы архитектуры.
Слева от входа в парк стоит Церковь Анастасии Узорешительницы.

№21 Церковь Анастасии Узорешительницы

Церковь Анастасии

Является ярким примером псковского храмового зодчества и памятником федерального значения. Как водится, храм периодически перестраивался.
Впервые знаменитую достопримечательность возвели в 1487. В те годы на Руси свирепствовала эпидемия. Построили за один день, освятили и провели службу, с просьбой заступничества у Святой Анастасии, чьим именем был наречён храм.

Когда появилась постройка из камня, историки сказать затрудняются, но в летописях 1538 уже упоминался в связи с пожаром, в котором погорело 12 городских церквей, а у Святой Анастасии только крыша.

Данная церковная достопримечательность интересна своим чудом чудным, случившимся в конце сентября 1636.
Проходящий мимо ребенок был поднят в воздух как ветром и в этот миг явился ему человек с крыльями за спиной и молвил:

Не бойся и скажи всем, чтобы жили в покаянии и чистоте, а не сделают так, будет гнев Божий велик на граде сем
Человек с крыльями
Поднявшись опосля в небо выше крестов церковных. Внешний вид изменился во время ремонта в первой половине 19 века. Колокольня, притвор и крышу сделали в стиле классицизма. А колокольня стала двухэтажной.

№22 Церковь Вознесения Господня Нового

Вознесение новое

Когда-то относилась к женскому Нововознесенскому монастырю. Возведена в 1467. Монастырь не сохранился, до нашего времени дошла только эта церковь, сильно изменившаяся.
В первоначальном виде осталась звонница и западный притвор. Несмотря на статус объекта культурного наследия, находится слегка в запустении и используется как хранилище фондов музея.

Звонница Вознесенской церкви считается одной из красивейших, ярко показывающих псковскую архитектурную школу.
После 1914 была закрыта. В войну произошло повреждение стен и интерьеров. Позднее переведена в фонды памятников республиканского значения.
Реставрационные работы в наши дни не проводились. Из интересного, на паперти можно разглядеть четыре надгробных плиты. На двух из них угадывается дата – 1644.

У левого притвора еще одна могила – жителя Веляминова А.Ф. За какие заслуги он похоронен в церкви, неизвестно.
Когда разбирали придел, обнаружили еще одну могилу. В ней гроб схимника с отлично сохранившимися ризами. Перезахоронен на Дмитровском кладбище.

Схимник – православный монах, принявший великий ангельский образ.
Спускаемся по улице Некрасова, в сторону набережной, где ждет нас множество великое достопримечательностей разных.
Справа, пройдя дворами или сделав небольшой крюк на Советскую, 50, увидим Палаты Меньшиковых

№23 Палаты Меньшиковых

Меньшиковы

Когда-то их было четыре. Первые палаты отстроил отец семейства Самуил Меньшиков, остальные – его сыновья.
До сего момента в относительной сохранности пребывают первые (Дом Сутоцкого) и вторые (Дом Яковлева), построенные старшим сыном Самуила – Фомой.

Интересные с точки зрения архитектуры древнепсковсого гражданского зодчества достопримечательности района Романовой горки.
На первых двух этажах палат Самуила (Семёна) находились склады с товарами, третий этаж был жилым. Кроме спален и светелок устроены столовая и комната для развлечений во время и после пиров с каменными наружными террасами по обе стороны.

После смерти отца, первые, а позднее и четвертые палаты были проданы купцу Сутоцкому, откуда, собственно, и название.
Старший Фома работал с отцом, но после выпорхнул из под папиного крыла и открыл собственный бизнес. Надо сказать, весьма преуспел.
Слыл зажиточным и любящим поесть и повеселиться человеком, не чуждым демонстрации всем своего богатства и положения.
Короче, говоря, современным языком, для Фомы понты были дороже денег.

В отличие от палат Самуила, кои имели вид грозный и «тяжелый» с массивными стенами и маленькими окнами, дом сына был построен с бОльшей архитектурной выдумкой.
Имелось парадное крыльцо с колоннами, оконные наличники с орнаментами. Более тонко продумана внутренняя планировка, с удобным расположением комнат, коридоров и богатым интерьером.
Складам был отведен только первый этаж, на втором этаже жилые помещения, а третий занимали «веселые» палаты. Являли собой большие пространства, можно сказать, свободной планировки с лавками по стенам и печкой в торце.

Настоятельно рекомендую посетить эту достопримечательность, даже, если комплекс будет закрыт для посещения.

№24 Поганкины палаты

Палаты

Как и Меньшиковские относятся к историческому комплексу «Романова горка». Считается самой крупной жилой постройкой 17 века. Прекрасный образец псковского каменного строительства.
Выстроены из местного известняка в виде буквы «П» из соединенных трех зданий – одно, двух и трехэтажного.

Кто такой был Сергей Иванович Поганкин сказать сложно. В исторических записях информации не много. Известно, что был очень богат, состоял купцом при Гостиной сотне.
Существует две легенды о происхождении фамилии Поганкиных. По одной из-за нечестно нажитых богатств (контрабанда товаров), по другой – якобы не поделился найденными сокровищами. Место под строительство приобретено у вдовы Христины.

По современным меркам был разносторонним предпринимателем. Имел дворы мыльный, солодовый, снятовой, кожевный, 13 торговых лавок с различным товаром.
После смерти Сергея Ивановича, а затем и его двух сыновей, все хозяйство наследует внук Григорий.

С его смертью и умирает слава рода Поганкиных. Палаты переходят от одного владельца к другому. В какой-то период принадлежали родственникам композитора Римского-Корсакова.
В 1902 в палатах открылся музей. Произошло сие событие по случайности. Новосильцев (не путать с Анатолием Новосельцевым из «Служебного романа»), занимая пост представителя дворянства, на представлении Государю, подарил фотоальбом Поганкиных палат.

Его Величеству было угодно повелеть 7.03.1900 г. передать Поганкины палаты из ведомства Военного министерства в распоряжение и владение Псковского археологического общества.
Сейчас ансамбль – это центральный музейный комплекс.

№25 Псково-Изборский объединенный музей-заповедник

Музей заповедник

Пройдя выше по Некрасова до 7-го адреса – увидим красивое здание и старейший музей России. Открыл свои двери в далеком 1876 силами краеведов, как археологический.
С момента создания не закрывался для посетителей, даже во времена революции и ВОВ. С 2021 в статусе федерального.

В залах и запасниках музея хранится одна из крупнейших коллекций в России произведений искусства, документов, артефактов в количестве почти 700 000 единиц.
Из картин представлены такие художники: Петров-Водкин, Айвазовский, Щедрин, Иванов, Бенуа, Боровиковский, Бакст, Капков, Никитин, Жан-Луи Вуаль.
Музею-заповеднику принадлежат 17 исторических городских объектов и 3 областных.

№26 Усадьба Беклешова

Дом Беклешева

Спустимся к набережной до Георгиевской улицы. Справа с видом на реку Великую расположена городская усадьба Беклешова – интересненький домик с красной крышей и двориком.
Первые упоминания о строении можно встретить в плане города от 1740. Прямоугольное здание деревянной постройки на каменном фундаменте принадлежало товарищу Сиверсу. Беклешов купил его в 1789.
Через 4 года после покупки, дом был коренным образом перестроен. Увеличился его объем. Историческая справка гласит, что комнат теплых внутри было 13, а фасады оформлены в стиле позднего классицизма.

Пару слов о владельце. Николай Андреевич Беклешов. Боевой офицер, после отставки служил в судебных органах. Сделав хорошую карьеру, дослужился до гражданского губернатора.
В 1803 перебирается в Санкт-Петербург в сенат. Усадьба некоторое время пустует и через 12 лет, Беклешов продает владение за 5700 рублей губернской мужской гимназии.
Сегодня в городской усадьбе расположены административные помещения.

№27 Церковь Георгия Победоносца со Взвоза

Церковь со взвоза

Датируется 15 веком. Примечательна тем, что считается менее «пострадавшей» от различных ремонтов и переделок.
В те времена рядом находилась переправа и «взвоз» – место, куда привозили заграничные товары для растаможивания. Тут же были городские ворота. За стеной и возвели церковь Георгия Победоносца.
А «со взвоза» – как раз и относится к тому, о чем писалось выше.

После революции церковь закрыли и по традиции превратили в склад. Но в 1960 сделали памятником республиканского значения. Через год были проведены реставрационные работы. Руководила ими Лебедева В.А. – архитектор научно-реставрационных мастерских.

Попутно при работах были найдены утраченные архитектурные особенности скрытые отделкой и краской при прошлых переделках.
С 2009 передан РПЦ. В 2016 подвергся очередному ремонту, приобрел вид праздничный. Побитые временем места восстановили, обнесли заборчиком, сделав «личное пространство».
Внесена в список ЮНЕСКО.

№28 Церковь Преполовения Пятидесятницы

Церковь

Несколькими кварталами выше по реке стоит одноглавая церковь с крыльцом и колокольней, посвященная празднику половины Пятидесятницы.
Т.к. сведений, дошедших до наших времен, очень мало, буду писать «считается».

Считается, что возведен в 15 веке на территории подворья Великопустынского монастыря, что упоминается в летописях уже в 1468, но камень при входе гласит о 1707.
Предположим, что летописные упоминания относятся к церкви деревянной. Не строили тогда в камне. А надпись в церкви как раз говорит о постройке «нового» здания.

После революционных событий, храм закрыли. Во время войны в нем находилась немецкая ремонтная база, в 60-е – кузница.
В 1995 возврат в лоно церкви, а в 2006 проведена тотальная реконструкция. Управились за один год. Свой первозданный вид сохранили трапезная и крыльцо.

№29 Велико-пустынный монастырь

Монастырь

Из всего и так небольшого по размерам монастыря в сохранности до нас дошли Церковь Преполовения Пятидесятницы и дома с настоятельскими кельями. Если вы до этого бывали в других обителям, более «раскрученных» в туристической среде, Велико-пустынный монастырь отличался скромностью и аскетичной архитектурой.

Тем не менее, представляет историческую ценность как вид культовых построек 16 века. Если вы во Пскове на 1-2 дня, сходите и посмотрите комплекс, находящийся недалеко от кремля.
Если быть точным, обитель называется Великопустынное подворье Спасо-Елеазаровского монастыря.

№30 Церковь иконы Божией Матери Одигитрия

Церковь Одигитрия

К большому сожалению как достопримечательность забыта, запущена и закрыта. Но от этого не менее интересна, т.к. это второй по величине храм после Троицкого собора. Из-за множества переделок внутри и снаружи переплелись старая псковская и московская строительные школы.

А ведет она свое начало с 1537. Построена за 12 месяцев вместе с подворьем Печерского монастыря и стала его центром.

Подворье было полностью автономным. На территории располагались жилые покои, житницы, поварни, сад-огород, ледник. Монахи не бедствовали, ведь, им покровительствовал богатый и никогда не приходящий в упадок Печерский монастырь.

Но, иногда хорошее не длится долго. По преданию, некий монастырский начальник решил, что монахи слишком веселы и бодры, да и жизнь у них яркая и довольная.

Дано было задание переделать фасады церкви, дабы понизить градус жизнерадостности. Храм несколько раз горел и отстраивался заново. После ВОВ со стен стала отваливаться штукатурка. Под ней стал виден декор первоначального вида. Исследователи сделали вывод, что постройка была ярким примером творческого подхода к церковной архитектуре 17 века. Весь декор был вплетен в одну композицию с удивительным размахом и смелостью для того времени.

№31 Церковь Николая Чудотворца со Усохи

Храм Николы

Располагается на бывшем подворье монастыря. В отличие от предыдущей не забыта, на развалена.
Как и многие церкви, много раз перестраивалась, в основном, после различных пожаров (не менее 6 раз). С каждым разом в архитектурный облик вносились изменения. Как правило, в сторону упрощения.
Например, восьмискатная крыша заменена четырехскатной.

Храм имел важное значение. Перед ним собиралось районное вече, в помещениях хранились ценности, оружие.
После Великой Отечественной Войны церковь несколько раз реставрировали, работы проводились с 1945 по 1974 под руководством знаменитого Ю.П. Спегальского. Результатом стало восстановление древних форм, насколько это было возможно.

№32 Воинская церковь Александра Невского

Храм Невского

Говоря о достопримечательностях Пскова было бы странно не упомянуть про эту церковь, построенную на левом берегу Великой для расквартированного в 96-го Омского полка.
Хотя бы потому, что архитектурой своей сильно отличается от стандартных школ – псковских и московских. Да и построен только в 1908, то есть, можно сравнить разницу в подходах возведения церковных зданий в пределах региона в 15-17 и 19 веках.

Путешествие на другой берег реки будет компенсировано любителям культуры интересными видами и знаниями.

Из святынь находятся:

  • Иконостас «Житие Александра Невского» (7 икон и 5 миниатюр)
  • Ковчег с молочным зубом святого цесаревича Алексея
  • Старинный ветхий завет с надписями на страницах рукой императора
  • Образ Богоматери Сугдерской
  • Плащаница с образом «Успение Богородицы»

№33 Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь

Монастырь

Основан в 1156 в устье речки Мирожи, имеющей вид причудливый и изгибчивый. Но это не точно. Есть мнение, что обитель существовала и ранее под другим названием, а может и без оного.

Местоположение, на пути в город, создали обитателям монастыря множество проблем и беспокойств. На открытом месте, на дороге из Литвы, без защитных укреплений он часто разорялся врагами нашими, угодья, расположенные на землях обители, выжигались и уничтожались.

В лето 1581, в разгар Ливонской войны, местные сами пожгли все посады, а имущество вывезли под защиту городских стен.
Занявшие комплекс вороги расположили там оружейные батареи и вели огонь по Пскову. Защитники стреляли в ответ. Понятное дело, в этой передряге строениям монастыря досталось очень сильно.

В начале 1921 при открытом тогда еще монастыре открыли туристическую станцию с размещением на территории общежития для приема и облуживания туристов.
В феврале было принято решение закрыть монастырь. В воскресенье, в разгар литургии, люди в форме стали насильно выгонять прихожан и монахов. Последним вывели отца Георгия.

Потрясенный насилием, воинственным кощунством и святотатством, пастырь сам сделал 2-3 шага и упал замертво на мощеную дорожку у дверей храма.
В 1924 согласно протоколу Монастырь и Стефановская церковь при нем считаются закрытыми. Монастырь из-за передачи его полностью под туристическую станцию, а приход – из-за отсутствия спроса, то есть, прихожан.

Псков замечательный город с хорошим авиа, жд и дорожным сообщением, найдите время и посетите местные достопримечательности.

Хорошего отдыха!

(с) Текст авторский. Все права на фотографии принадлежат их владельцам. wikimedia.org, vsegda-pomnim.com, www.drive2.ru/: Podvodnik69, Somebody, Мирошниченко О.Л., Гаврилов С.А., guruturizma.ru,urban3p.ru,prigorod.info,black-n-white.press,must-see.top,pantv.livejournal.com,aria-art.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *