Василий Иванович Калашников – новатор и изобретатель

Когда люди слышат слово Калашников, они связывают его с талантливым российским механиком и его изобретением – автоматом, одним из популярнейших видов стрелкового оружия двадцатого и двадцать первого веков.

Однако в Нижнем Новгороде жил еще один не менее знаменитый человек – Василий Иванович Калашников, но несколько ранее. Родился он в 1849 году в небольшом городке Угличе, а затем жил в поселке Сормово, где находились судостроительные верфи заводчика Курбатова. Василий Иванович работал на этом предприятии механиком и относился к своим подчиненным с пониманием. Когда умер меднолитейщик Заломов, а его вдова получала на семь сирот пенсию в пять рублей, Калашников добился увеличения этого пособия.

Василий Калашников

При его участии работники завода смогли создать кассу взаимопомощи. Будучи наблюдательным человеком, Василий Иванович заметил, что коэффициент полезного действия судовых двигателей чрезвычайно мал, и он поставил перед собой цель по его увеличению. Курбатов одобрил задумку механика, и первый же усовершенствованный двигатель позволил на 25% увеличить грузоподъемность пароходов.

Однако вскоре Калашников почувствовал, что ему не хватает знаний по проектированию еще более мощных моторов, и в 1871 году он переезжает в Москву и устраивается на фирму Добровых и Набгольца, а через год возвращается в Сормово. Его назначают главным механиком и заведующим всем заводом. Калашников не только разработал новые двигатели, но принимал в ремонт и старые на реставрацию и модернизацию. Таким образом обрели вторую жизнь тридцать судов.

С этого началась новая эпоха в истории Сормовского завода. По результатам исследований и испытаний Василий Иванович издал «Краткий очерк пароходных машин Волжского бассейна». На Нижегородской кустарной выставке 1885 года он был награжден медалью Русского технического общества с надписью «Достойному В.И. Калашникову».

А за год до этого изобретатель совершил поездку в Европу, где смог ознакомиться с новейшими технологиями по оснащению пароходов. И уже в 1886 году он смог создать машину, значительно превосходящую по мощности зарубежные аналоги. Вместе с этим идет поиск путей усовершенствования качества топлива и смазочных масел.

Пароход Князь Юрий

В 1889 году Калашников получает приглашение из Петербурга на должность директора предприятия «Электорогефест». На этом заводе он смог внедрить в производство передовой способ разогревания металла путем использования электричества и проектирует станок для электросварки.

Но долго оставаться вдалеке от ставшего родным Сормова Василий Иванович не смог и 1890 году возвращается домой. Здесь он занимается перестройкой всей системы отопления в портах и иных предприятиях. Это позволило сократить расход топлива на 70%.

В этом же году Калашников становится должность главного механика всех сормовских заводов. Совместно с талантливым инженером А.Г. Некрасовым он занимается совершенствованием конструкций корпусов речных и морских кораблей и их двигателей. Так появляются паровые шхуны «Америка» и «Черный город», а также пассажирские суда «Свияш» и «Сура».

Пароход Багратион

Работая на чужих предприятиях, Калашников мечтал о собственном заводе, где смог бы самостоятельно, вне зависимости от воли других людей, воплощать в жизнь все свои проекты. Ему представилась возможность заложить такое предприятие на Мочальном острове напротив Сормова. Там с командой единомышленников всего лишь за год Василий Иванович построил самый быстроходный пассажирский пароход «Князь Юрий» и четыре буксирных катера. Слава об этом разнеслась по России, и от заказчиков не было отбоя.

Заводчик Курбатов, у которого в начале трудового пути работал Калашников, попросил его помочь в организации Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки, которая должна была открыться в Нижнем Новгороде, и Василий Иванович возвращается в Сормово, где строит мощный пароход «Орел». За эту работу он получает высшую награду – Диплом первого разряда и грамоту о почетном потомственном гражданстве.

В дальнейшем Курбатов оказал помощь в создании нижегородского водопровода, успешно работающего на протяжении тридцати лет. После этого Василий Иванович спроектировал такую же систему для Москвы.

А когда власти Нижнего Новгорода задумали построить мост, который бы надежно соединил центр города с его заречной частью, то Калашникова привлекли к созданию проекта этого сооружения. К сожалению, задумку удалось осуществить только кончины конструктора.

В зрелые годы Калашников занимается пропагандой технических новинок. Он издает журнал «Нижегородский вестник пароходства и промышленности», читает публичные лекции и занимается преподавательской деятельностью в нижегородском речном училище, созданном при его содействии. Василий Иванович хлопочет также об открытии высшего технического учебного заведения, но получает отказ.

Сормовский завод

Узнав о том, что А.С. Попов изобрел радио, Калашников предложил использовать этот вид связи для предприятий, находящихся на разных берегах Оки и Волги.
Несмотря на большую загруженность иной работой, Василий Иванович не забывает о своем главном детище – судостроительном заводе. С 1898 по 1903 год там было спущено на воду пятнадцать пассажирских и грузовых кораблей.

Но в начале двадцатого века в России разразился кризис, и Калашников разорился. Это сказалось на его здоровье, и в 1908 году Василий Иванович скончался.

На современном Сормовском судостроительном объединении чтут память о Калашникове. Там имеется барельефный портрет конструктора с надписью: «Здесь на заводе с 1870 по 1889 год и с 1893 по 1898 год работал выдающийся русский механик-новатор в речном флоте Василий Иванович Калашников».

(с) Текст авторский. Права на фотографии принадлежат их владельцам. names52.ru, ruskontur.com

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *