Когда люди слышат слово Калашников, они связывают его с талантливым российским механиком и его изобретением – автоматом, одним из популярнейших видов стрелкового оружия двадцатого и двадцать первого веков.
Однако в Нижнем Новгороде жил еще один не менее знаменитый человек – Василий Иванович Калашников, но несколько ранее. Родился он в 1849 году в небольшом городке Угличе, а затем жил в поселке Сормово, где находились судостроительные верфи заводчика Курбатова. Василий Иванович работал на этом предприятии механиком и относился к своим подчиненным с пониманием. Когда умер меднолитейщик Заломов, а его вдова получала на семь сирот пенсию в пять рублей, Калашников добился увеличения этого пособия.
При его участии работники завода смогли создать кассу взаимопомощи. Будучи наблюдательным человеком, Василий Иванович заметил, что коэффициент полезного действия судовых двигателей чрезвычайно мал, и он поставил перед собой цель по его увеличению. Курбатов одобрил задумку механика, и первый же усовершенствованный двигатель позволил на 25% увеличить грузоподъемность пароходов.
Однако вскоре Калашников почувствовал, что ему не хватает знаний по проектированию еще более мощных моторов, и в 1871 году он переезжает в Москву и устраивается на фирму Добровых и Набгольца, а через год возвращается в Сормово. Его назначают главным механиком и заведующим всем заводом. Калашников не только разработал новые двигатели, но принимал в ремонт и старые на реставрацию и модернизацию. Таким образом обрели вторую жизнь тридцать судов.
С этого началась новая эпоха в истории Сормовского завода. По результатам исследований и испытаний Василий Иванович издал «Краткий очерк пароходных машин Волжского бассейна». На Нижегородской кустарной выставке 1885 года он был награжден медалью Русского технического общества с надписью «Достойному В.И. Калашникову».
А за год до этого изобретатель совершил поездку в Европу, где смог ознакомиться с новейшими технологиями по оснащению пароходов. И уже в 1886 году он смог создать машину, значительно превосходящую по мощности зарубежные аналоги. Вместе с этим идет поиск путей усовершенствования качества топлива и смазочных масел.
В 1889 году Калашников получает приглашение из Петербурга на должность директора предприятия «Электорогефест». На этом заводе он смог внедрить в производство передовой способ разогревания металла путем использования электричества и проектирует станок для электросварки.
Но долго оставаться вдалеке от ставшего родным Сормова Василий Иванович не смог и 1890 году возвращается домой. Здесь он занимается перестройкой всей системы отопления в портах и иных предприятиях. Это позволило сократить расход топлива на 70%.
В этом же году Калашников становится должность главного механика всех сормовских заводов. Совместно с талантливым инженером А.Г. Некрасовым он занимается совершенствованием конструкций корпусов речных и морских кораблей и их двигателей. Так появляются паровые шхуны «Америка» и «Черный город», а также пассажирские суда «Свияш» и «Сура».
Работая на чужих предприятиях, Калашников мечтал о собственном заводе, где смог бы самостоятельно, вне зависимости от воли других людей, воплощать в жизнь все свои проекты. Ему представилась возможность заложить такое предприятие на Мочальном острове напротив Сормова. Там с командой единомышленников всего лишь за год Василий Иванович построил самый быстроходный пассажирский пароход «Князь Юрий» и четыре буксирных катера. Слава об этом разнеслась по России, и от заказчиков не было отбоя.
Заводчик Курбатов, у которого в начале трудового пути работал Калашников, попросил его помочь в организации Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки, которая должна была открыться в Нижнем Новгороде, и Василий Иванович возвращается в Сормово, где строит мощный пароход «Орел». За эту работу он получает высшую награду – Диплом первого разряда и грамоту о почетном потомственном гражданстве.
В дальнейшем Курбатов оказал помощь в создании нижегородского водопровода, успешно работающего на протяжении тридцати лет. После этого Василий Иванович спроектировал такую же систему для Москвы.
А когда власти Нижнего Новгорода задумали построить мост, который бы надежно соединил центр города с его заречной частью, то Калашникова привлекли к созданию проекта этого сооружения. К сожалению, задумку удалось осуществить только кончины конструктора.
В зрелые годы Калашников занимается пропагандой технических новинок. Он издает журнал «Нижегородский вестник пароходства и промышленности», читает публичные лекции и занимается преподавательской деятельностью в нижегородском речном училище, созданном при его содействии. Василий Иванович хлопочет также об открытии высшего технического учебного заведения, но получает отказ.
Узнав о том, что А.С. Попов изобрел радио, Калашников предложил использовать этот вид связи для предприятий, находящихся на разных берегах Оки и Волги.
Несмотря на большую загруженность иной работой, Василий Иванович не забывает о своем главном детище – судостроительном заводе. С 1898 по 1903 год там было спущено на воду пятнадцать пассажирских и грузовых кораблей.
Но в начале двадцатого века в России разразился кризис, и Калашников разорился. Это сказалось на его здоровье, и в 1908 году Василий Иванович скончался.
На современном Сормовском судостроительном объединении чтут память о Калашникове. Там имеется барельефный портрет конструктора с надписью: «Здесь на заводе с 1870 по 1889 год и с 1893 по 1898 год работал выдающийся русский механик-новатор в речном флоте Василий Иванович Калашников».
(с) Текст авторский. Права на фотографии принадлежат их владельцам.
,Похожие статьи
-
Туристические автобусы по Загребу
Туристические автобусы – это прекрасная возможность получить представление о Загребе в короткий срок. Увидеть все…
-
Экскурсионные автобусы в Риме
Экскурсионные туристические автобусы в Риме от City Sightseeing Rome – официальной компании по предоставлению обзорных…
-
Экскурсия во Дворец Шёнбрунн
Если вы хотите узнать секрет приготовления знаменитого яблочного штруделя, то экскурсия во дворец Шёнбрунн для…
-
33 достопримечательности Костромы
Кострома – это город музеев, церквей, талантливых людей и богатого культурного наследия. В городе даже…